С каждым годом мюнхенский праздник пива набирает все большие обороты популярности. Вместе с журналистом, писателем и знатоком алкоголя Игорем Мальцевым «РБК Стиль» разбирался, что остается, когда пена оседает.
Есть люди, которые любят Берлин, а есть те кто любит Мюнхен. Это такая же любовь-нелюбовь как Париж-Лондон, Москва-Питер. Я люблю оба этих города. В любое время года.
Вот разве что в Мюнхен я никогда в жизни не поеду, пока там проходит так называемый Октоберфест. «Так называемый» это потому что вообще то у этого праздника много разных названий, но прижилось более понятное – экспортный вариант Oktoberfest.
Все дело в том, что в этом городе, который считается среди русских туристов «скучным», живет полтора миллиона жителей. А на праздник в октябре приезжает шесть миллионов людей. Конечно, не стоит бояться человека с пивной кружкой, но по-моему это немного слишком.
© Photo by Mario Tama/Getty Images
Зато можно сказать одно – старый праздник осеннего пива стал могучей маркетинговой машиной, которая хоть и наносит некоторый урон экологии города, но зато везет столице Баварии и самым крупным пивоварням, которые тут царят с незапамянтных времен, немеряных денег. Вы все знаете их по именам - На Октоберфесте представлены со своими палатками все мюнхенские пивоварни: Spaten-Franziskaner-Brau, Augustiner, Paulaner, Hacker-Pschorr, Hofbrau и Lowenbrau, ну и конечно из ближайших баварских предприятий – Erdinger из города Эрдинг. Кто из любителей пива не знает этих хороших промышленных продуктов? Но тут есть момент – то, что льют во время Октебрфеста, делается отдельно и это пиво часто повышенного градуса. Наверное, тонкие ценители могут отчаянно рвануть в Мюнхен, чтобы потолкаться серди шести миллионов таких же ценителей. Что россияне, кстати, начиная с 90х годов, когда стало проще с выездом в Европу, делают довольно активно. И в русских СМИ этот праздник промотируется довольно активно, заинтересованно и по моему – совершенно бесплатно. Ну любят русские люди пиво. И ощущение разлитых по кружкам миллионов литров за раз сильно повышает настроение. НЕ случайно бывший мэр города МСК пытался нечто подобное замутить у нас под названием «праздник пива».
То что праздник, который мы теперь имеем, стартовал 12 октября 1810 года в честь свадьбы кронпринца Людвига (в будущем король Людвиг I) и принцессы Терезы Саксонской-Хильдбургхаузской, можно прочитать где угодно. Гораздо интересней что за человек был этот кронпринц. А был он довольно прикольный. Он тяготел к искусствам, тратил огромные деньги на художников, арт-коллекции и архитектурные проекты. Именно он построил на Дунае натуральную Вальгаллу, где место нашлось всем германским героям, за исключением Мартина Лютера. Потому что был он сам католиком. Я что-то в прошлый раз пропустил этот момент – поставили ли новые власти туда бюст Лютера или нет, но то что там уже есть Альберт Эйнштейн – чистая правда, сам видел.
Портрет Людвига I Баварии, Иосиф Карл Стилер
© Photo by Leemage/Corbis via Getty Images
Придя к валсти под имеменм Людвига Первого он дал газетам свободу слова и вообще поначалу был весьма прогрессивным правителем. Активно воевал с Пруссией и другими немецкими государствами. А потом как-то потихоньку забронзовел, стал закручивать гайки и впла в немилость у собственного баварского народа. А еще он очень любил прекрасных девушек, что в общем не порок, если бы эти девушки не начинали ему лить в уши всякую чушь. Известная история про его подружку- ирландскую авантюристку, которая называла себя испанской танцовщицей Лолой Монтес (фу как пошло). Так она имела на него такое влияние, что организовала что-то вроде «Министерства Лолы Монтес». Ну, короче, пришлось ему отречься от престола. А начинал так мило, почти демократично.
От его официальной сексуальной жизни мюнхенцам досталось название территории, на которой проходит Октоберфест - Theresienwiese – Терезин Луг, по имени его жены Терезы Саксонской-Хильдбургхаузской. (Выговорить это все равно невозможно, пусть будет написано буквами.) От слова «луг» еще одно название праздника – Wiesn, которое используют сами мюнхенцы. Типа «пойдем попьем пивка на лугу».
Вообще, в Мюнхене есть две крупных территории, от которых сносит башню у всяких замучанных современными понятиями американцев. Это Английский парк, где народ ходит и лежит голый по одиночке, семьями и другими коллективами в солнечную погоду во славу FKK («Культуры свободного тела»). И Терезин луг, который является несколько дней в октябре мировой столицей тотальной алкоголизации. Но это только с точки зрения сторонников ЗОЖ. Это только в России и в Америке пиво считается алкогольным напитком. В Германии так вопрос не стоит вовсе. А стало быть и нет никакой алкоголизации населения.