Все ли иммигранты знают, что в государственную казну они платят меньше, чем из нее берут? Разница составила биллион евро, как раз одну треть государственного долга! К такому выводу пришел Udo Ulfkoppe, 17 лет проработавший в одном из самых солидных изданий Германии "Frankfurter allgemeine Zeitung". Свой вывод он подкрепил доказательствами из многочисленных источников, наговорив двухчасовой DVD "Die verschwiegenen Kosten der Zuwanderung". В своей книге "Kein schwarz. Kein Rot. Kein Gold." он пошел еще дальше: предрек немцам нищенское существование. И все это "благодаря" иммигрантам.
Иммигрантов он сравнил с саранчой, которая с огромным аппетитом пожирает благосостояние немецких граждан, жирует за счет налогоплательщиков, а вместо обещанного культурного обогащения импортирует в Европу преступность, насилие, беспорядки. Его озабоченные выступления легко найти в интернете, его книги и DVD хорошо раскупаются, его имя прочно вошло в список недоброжелателей иммигрантов.
Как-то это не вяжется с нашим представлением о том, что Германия нуждается в иммигрантах, хотя бы для того, чтобы за их счет поддерживать то самое благосостояние общества.
Не стоит умалять способности Udo Ulfkoppe как публициста: доводы его звучат вполне убедительно. Он обращается напрямую к налогоплательщикам, на плечи которых правительство и взваливает все эти непомерные затраты на иммиграцию и интеграцию. В корзину иммиграционных затрат он собрал все, что можно, начиная с бесплатных медицинских страховок для родственников иммигрантов и кончая бесплатными занятиями для мусульманок по глажению мужских рубашек. Но главные пожиратели государственной казны, конечно же, - это получатели пособия Hartz IV, среди которых иммигрантов непропорционально много. Например, по данным уполномоченной по делам миграции и интеграции госпожи Böhmer, в 2010 году 26 процентов всех иммигрантов получали пособие Hartz IV. По данным федерального правительства их оказалось еще больше - все сорок процентов. Такая несогласованность в подсчетах - лишний повод для Udo Ulfkoppe усомниться в искренности правительства. Он ссылается и на мнение научных экспертов, которые чисто арифметически подсчитали, что каждый иммигрант обходится государству дополнительно в среднем в 50 000 евро. Если это умножить на четыре миллиона живущих в Германии мусульман, получается круглая цифра - 200 миллиардов евро.
Он не случайно выбрал налогоплательщиков как адресат своего обращения. Они и есть та самая середина общества, в глаза которой заискивающе заглядывают все партии в Германии, потому что от ее настроения зависит, попадут они в парламент или нет. Логика очень простая! Теперь посмей какая-нибудь партия слишком громко призывать к улучшению положения иммигрантов, неизбежно ведущего к дополнительным затратам: негодующая середина тут же откусит ей голову. Не случайно в 2012 году именно Конституционный суд признал, что содержание беженцев в Германии не соответствует элементарным человеческим нормам, потребовав увеличить размер помощи. Ни одна из партий в открытую не решилась бы на столь кардинальное изменение соответствующего закона.
Принципиально открытие Udo Ulfkoppe мало чем отличается от научных исследований. Разница лишь в цифрах и формулировках: научные институты исходят из 10-25 миллиардов евро на иммиграцию в год, называя это издержками плохой интеграции (Kosten unzureichenden Integration). Другими словами, если бы условия для интеграции были лучше, то и государственная казна была бы целее. В 2001 году Ifo-институт подсчитал, что иммигранту необходимо проработать 25 лет, прилежно платя налоги, чтобы вернуть государству затраты на его интеграцию. В 2004 году RWI-институт по этому поводу заметил, что нелогично затраты на пограничников, охраняющих границы государства, включать в затраты на иммиграцию. В результате вместо 25 лет осталось только десять. В 2008 году BASS-бюро по поручению Bertelsmann Stiftung, проанализировав предыдущие исследования и проведя свое собственное, подсчитало, что иммиграция обходится государству от 11,8 до 15,6 миллиарда евро в год, в зависимости от модели расчетов. Но в целом ученые были едины в своих выводах: плохая интеграция иностранцев обходится государству втридорога.
Один биллион или 15 миллиардов в год - в любом случае иммиграция приносит государству убытки. Не очень-то приятно нам, иммигрантам, жить в Германии нахлебниками. С такой постановкой вопроса в первую очередь не согласятся переселенцы и контингентные беженцы, да и в целом вся русскоязычная диаспора. Мы-то уж точно знаем, что если не мы, то наши дети с лихвой покроют все затраты на нашу интеграцию, как и затраты на пенсии нашим родителям, пусть даже если они заработаны не в самой Германии, а на прежней родине.
Попробуйте на секунду представить, что Германия осталась без притока иммигрантов. Начнется настоящий хаос! В годы Второй мировой войны аппетиты германской промышленности удовлетворяли 7 миллионов Zwangsarbeitern. После войны при восстановлении разрушенной экономики Германии были задействованы миллионы Gastarbeitern. Сейчас ее поддерживают десятки тысяч работников из Европейского Союза. Иностранцы, прежде всего как дешевая рабочая сила, были и остаются важной составляющей экономического германского чуда. Аргумент не в пользу Udo Ulfkoppe.
Впрочем, широкой дискуссии о затратах на иммиграцию в германской прессе вы не найдете. Это табу-тема, о чем чуть ли не с гордостью говорит Udo Ulfkoppe. Но если в Германии знают, что плохая иммиграция убыточна, почему об этом умалчивают, почему на ней продолжают экономить? Ведь серьезных инвестиций в иммиграцию, сопоставимую с затратами на прием переселенцев, в Германии давно уже нет.
Предлагаю свой вариант ответа. Если представить, что главный заказчик иностранной рабочей силы - это германская промышленность, которой в год на поддержку достигнутого уровня производства дополнительно требуется по меньшей мере 200 тысяч новых работников, то главный исполнитель заказа - это германское правительство. Промышленники не несут прямой ответственности за иммиграцию и интеграцию иностранцев, они лишь платят налоги, которые вполне можно считать предоплатой за выставленный ими заказ правительству Германии на прием и подготовку иностранной рабочей силы.
Но у правительства, как у любого портного, это не единственный заказ. В очередь к нему стоит целый взвод других заказчиков, от настроения которых зависит, оставят ли его вообще на работе. Поэтому ему приходится постоянно изворачиваться, экономить, чтобы угодить всем заказчикам. Стоит ли говорить, какие лоскутки при этом остаются для пошива костюмов для иммиграции и интеграции.
Выходит как в русской пословице: скупой платит дважды. Недоработки в интеграционном процессе оборачиваются еще большей нагрузкой на социальные кассы. Но какой портной при этом признается, что из той ткани, которая у него есть, ему просто не хватает умения сшить столько хороших костюмов, чтобы не обидеть ни одного из заказчиков.
Валерий Горбунов
Источники:
1. "Die verschwiegenen Kosten der Zuwanderung", "Kein schwarz. Kein Rot. Kein Gold." (http://www.kopp-verlag.de/?websale8=kopp-verlag&pi=919200&ref=banner/keinschwarz/buch)
2. BASS: Gesellschaftliche Kosten der Nichtintegration von Zuwanderinnen und Zuwanderern in Kommunen, Teil 1 Konzept.
3. Newsletter "Migration und Bevölkerung" vom Mai 2008, Ausgabe 4, Deutschland: Kosten unzureichender Integration.
4. Ulrich Herbert, Fremdarbeiter, Politik und Praxis des "Ausländer-Einsatzes" in der Kriegswirtschaft der Dritten Reiches", Verlag J.H.W.Dietz Nachf, 1986.