Цугшпитце. День второй
И начался второй день похода. Подъем в пол шестого – водные процедуры,
собираем рюкзаки, завтрак и в путь.
Завтрак начинается с пол седьмого – корректировка – планировали в шесть уже
выйти. Это не важно – еще весь день впереди и по времени нет ничего критичного.
Сделаем пока несколько фото и обсудим планы на сегодня.
На сегодня несколько вариантов по плану.
Программа минимум– дойти до станции фуникулера и зубчатого поезда на леднике Зоннальпин –
примерно 3 километра пути и подъем с 2051м на 2581м.
Далее на вершину на фуникулере и фуникулером вниз – или к Айбзее или в Австрию
к городу Ервальд.
Программа оптимум– На вершину так же. Спуск фуникулером с вершины обратно на ледник и
пешком обратно к хижине Кноррхютте и далее сворачиваем к перевалу Гаттерл в
Австрию и спуск к верхней станции фуникулера в Ервальде и дальше фуникулером к концу
маршрута – это примерно 10 км и спуск примерно с 1000 метров с промежуточным
подъемом на 300 м.
Программа максимум– добавить к этому еще подъем на (или спуск с) вершину с ледника – это
всего 1.5 км., но очень сложный подъем почти в 500 м с уклоном в некоторых
местах до 60 градусов.
В хижине на ночевке предупредили, что на подъеме на вершину все завалено
снегом и подъем без альпинистского снаряжения и навыков запрещен. Так что
программа максимум отпала автоматически.
Всё - собрались,
позавтракали, в термос чаю заварили – пора и в путь.
Пол шестого утра. Встает
солнце. Легкий завтрак и в путь. Ноги правда болят, но пока терпимо.
Пока можно не спеша
собраться, сделать несколько фото окрестностей и обсудить сегодняшнюю часть
маршрута. Над хребтом луна готовится спрятаться на день.
Вот по этой тропе из
долины внизу мы вчера поднялись из последних сил(по крайней мере я) к этой
хижине. Сейчас туда даже смотреть боязно.
А вот через этот
перевал(справа) лежит путь в Австрию к городишке Ервальд. Наш путь вниз по
программе оптимум.
Двинулись мы дальше.
Спасибо хижине за ночевку и горячую еду, но пора продолжать маршрут.
Последний взгляд на
хижину. Мы на тропе далеко не одни – много групп двинулись в ту же сторону. Большинство
сразу ушли в отрыв – я с такой скоростью передвигаться не могу – ноги болят с
непривычки.
Вокруг все больше снега
– мы уже высоко в горах. Тропа пока в основном идет по щебню, но подозреваю так
будет не долго.
Довольно прохладно –
градусов 8 и дует сильный ветер. Солнце пока еще за горой. Пришлось слегка
упаковаться.
А вот и путь по снегу.
Тропа довольна крутая и часто приходится помогать руками. Подъем дается тяжело.
Не хватает воздуха. И вчерашняя усталость сказывается.
А вот и восход солнца. Или
подъем нас к солнцу. В общем оно уже выглядывает из-за скалы. Становится
теплее, но ветер пробирает до костей!
Взгляд на пройденный
путь. Кноррхютте уже не видно. Зато на плато видна тропа к перевалу в Австрию,
по которой (возможно - если хватит сил) мы будем спускаться с Цугшпитце.
Тропа все чаще идет по
снегу. Подъем правда уже не настолько крутой. Навигатор показывает, что наш
маршрут проходит метров 300 правее, но там все завалено снегом, и проход по
этой тропе явно получше.
Погодка вчера и сегодня
отличная - на небе ни облачка – не прогадали – удачно выбрались.
Слева внизу вдруг открылся
какой-то провал с пещерой. Вполне вероятно, что пещера может быть очень длиной.
Много известняковых пород, которые постепенно вымываются водой. В этих Альпах
есть целые системы пещер с длиной по несколько километров. По некоторым есть
экскурсии.
Вот так с холма на холм.
То по снегу, то по щебню. Иногда на десяток метров спуск, но в основном подъем.
Не такие крутые, как вначале сегодняшнего пути, но и усталость сказывается.
Снега вокруг с подъемом
становится все больше.
Когда мы прикрытые каким
нибудь холмом и нет ветра, становится довольно жарко. Но ветер ледяной.
И вот мы увидели
конечную цель нашего путешествия – комплекс на вершине Цугшпитце. Там станции трех
фуникулеров, метеостанция, еще одна хижина для ночевок, ресторашки и смотровые
площадки.
А мы уже высоко в горах.
За хребтом, позади меня начинается Австрия – земля Тироль, а на горизонте
несколько вершин – это Италия.
Идти тяжело – воздух
разреженный, усталость со вчера и постоянный подъем – все это накапливается.
В долине ниже нас
неожиданно открылась нижняя станция лыжных подъемников. Мы, оказывается,
поднялись уже выше нескольких лыжных трасс с ледника.
Народ по прежнему нас
довольно шустренько обгоняет, а я еле ползу. Сергей может идти значительно
быстрее, а я похоже выдохся.
А вот и комплекс на
леднике Зоннальпин, где конечная станция специального зубчатого поезда и нижняя
станция фуникулера(как раз кабинка поднимается) к вершине. Место первого
большого привала сегодня.
И взгляд назад. Мы
высоко уже. И осталось пройти совсем чуть-чуть - потом отдых и решить, куда
движемся потом.
Путь к самой вершине
(программа максимум) – это здесь свернуть правее и вдоль метеостанции справа
подняться на самый хребет и по хребту уже на вершину. Как и предупреждали - все
завалено снегом и явные следы осыпей и лавин. Маршрут без альпинистского
снаряжения и навыков закрыт. Идем налево к фуникулеру.
Виды обалденные. Мы уже
выше большинства окрестных гор. В этой долине зимой много лыжных трасс, разной
степени сложности.
Последние сто метров и
можно отдохнуть – это наша программа минимум (в смысле самый минимум) для
похода.
Все – дошли. Вроде и не
очень сложный подъем был сегодня – но я выдохся – пока надо отдохнуть.
А потом нам туда на
вершину. Мы не альпинисты и не эктремалы – эту часть пути проделаем на
фуникулере после короткого отдыха.
Наконец-то отдых. Можно
расслабить ноги и полежать. Как оказалось, после такого подъема сидеть удобнее
все-таки на лавке. В шезлонге почему-то начинает болеть спина и колени.
Кто-то отдыхает после
подъема, а кто-то приехал сюда поездом или фуникулером – полюбоваться
окрестностями и позагорать.
Здесь и капелла есть.
Действующая. В общем Цугшпитце весьма прилично обжита, как и все в Германии.
Здесь можно взять санки
на прокат и покататься. Давно вы летом на санках катались? Я еще ни разу.
Правда сил на это нет...
В этом кадре почти все –
и горная кафешка слева, и станция фуникулера чуть правее, и конечная станция
горного поезда прямо, И метеостанция, мимо которой проходит путь наверх и
туристический комплекс на вершине Цугшпитце.
Небольшое «стадо»
ратраков для подготовки лыжных трасс. Сейчас в основном простаивают – летом используются
только как спасательное транспортное средство.
Указатель на путь к
вершине Цугшпитце – вроде рядышком, но подъем крутой. Увидели пару экстремалов,
которые решили подняться пешком.
Ну а мы поехали
фуникулером на самый верх. Подъем порой под 60градусов, да еще по снегу. Это не
для нас пока... А им еще долго подниматься.
До верхнего снегоотбойника
метеостанции, а потом по хребту направо к вершине – по верху натянуты тросы, а
здесь по снегу – я так понимаю, самый тяжелый подъем.
И вот мы на вершине.
Самая высокая точка там, у креста – 2962 метра. Проход туда опять только для
альпинистов – переход на скалу завален снегом с наклоном больше 60 градусов. Ну
а мы на 8 метров ниже.
Долина сильно засыпана
снегом – тепла по настоящему то еще и не было в этом году – у нас все дожди, а
в горах еще на прошлые выходные была метель. Справа повыше – это ледник и он
летом остается, а ниже снег к концу лета в основном растает. Начинаю подумывать
повторить этот маршрут в конце августа – и красиво и дополнительная тренировка
тоже не помешает.
Шикарнейшие виды вокруг.
Озеро Айбзее. Отсюда есть фуникулер к поселочку правее озера – вон кабинка
пошла вниз. Зимой мы спускались на нем. Есть еще спуск в другую сторону – в
Австрийский городок Эрвальд.
Вот по этому плато по
ближнему краю мы сегодня поднимались из Кноррхютте.
А так со стороны
смотрится этот комплекс на вершине Цугшпитце. Горы ссади – это Австрия и дальше
на горизонте отдельные пики – Италия.
Далеко внизу комплекс Зоннальпин.
Здесь была наша цель на сегодня и отсюда мы поднялись фуникулером наверх. А те
кто рискнул подняться пешком – придут по этой тропе.
Там за скалой далеко
внизу виден Гармиш-Партенкирхен. Оттуда вчера утром мы начали свой подъем. А
справа долина Холеннталь по ней тоже проходит маршрут подъема на Цугшпитце – но
там необходима хорошая подготовка и снаряжение – пару этапов там довольно
сложные и идти надо в связке.
Здесь мы съели по самой
высокой баварской сосиске. В смысле, что выше баварские сосиски уже не
продаются – это самая высокая точка Германии. А справа виден штамп с адресом
Цугшпитце – можно здесь-же купить открытку – подписать и отштемпелевать и
отправить с почтового ящика на вершине.
Половина горы Цугшпитце
лежит в Германии, а другая часть в Австрии – это переход на австрийскую
сторону.
Вот мы и в Австрии. Здесь
тоже есть штампик для открыток – в этом ящичке.
Здесь мы сделали большой
привал и решили, что на этот раз хватит – я выдохся капитально и 10 километров
спуска пешком в Австрию будет через чур. К тому же вполне вероятно, что перевал
будет засыпан снегом – идти потяжелее. Спускаемся фуникулером в самый низ в
Австрию.
Там внизу лежит
Австрийский городок Ервальд – конечная цель нашего маршрута – по программе
минимум мы спускаемся туда фуникулером. Но чтобы жизнь медом не казалась –
пройдем три километра от фуникулера(справа на фото) до ж/д станции(между скалами
в центре) пешком.
Билет на фуникулер
включает в себя еще и посещение музея – как строили первый подъемник сюда. Это
альпийские снегоступы с кошками.
И первая кабинка
фуникулера – сейчас его переделали и кабина раз в пять больше.
И макет работы подъемника.
Стою над австрийскими
Альпами. С этой стороны тоже есть альпинистский маршрут на вершину – но это
совсем уж для экстремалов.
Последний взгляд на
горные вершины и вниз. Кстати, согласно прогнозу, начинает натягивать тучки –
на вечер обещали грозу.
Спустились мы с вершины.
Правая на снимке - Цугшпитце – она сейчас дальше от нас и не кажется самой
высокой.
Один из многих небольших
отельчиков в австрийских Альпах – надо будет поинтересоваться ценами и может-быть
приехать сюда машиной на несколько деньков.
Последние три километра
по отличному шоссе. После подъема – это просто прогулка. Начинаю жалеть, что не
пошли вниз пешком от Зоннальпин – думаю, что осилил бы.
И вот наша последняя
цель на сегодня – Ервальд, Австрия. Жара стоит конкретная. Градусов 28. После
утреннего промозглого ветра. Повыше правда мы тогда были.
Там за дорогой вокзал –
путешествие (пешая его часть) окончено.
Отличный получился
поход. Несмотря на усталость начинаю подумывать – как бы повторить это
восхождение – теперь уже по максимуму или по другому маршруту.
Кстати на другой день думал вообще не встану на ноги, но на удивление подскочил
ни свет ни зоря с настроением – куда бы сейчас сходить?
И ноги почти не болят – надо почаще вылазки в горы устраивать!
Горы затягивают...
Игорь Левашов.