Augsburg
Stadt Augsburg
Аугсбург Герб города
Летописец импрессионизма

В Вуппертале проходит выставка Макса Либермана

М.Либерман. "Автопортрет"

В сегодняшней Германии этого художника, умершего почти семь десятков лет назад, по-прежнему почитают. По крайней мере, ни одна крупная выставка немецкой живописи и графики не обходится без нескольких его работ. Однако такого широкого показа творчества Либермана, какой проходит в эти дни в Вуппертале, не было уже давно.

"Последний раз любители изобразительного искусства могли видеть столь обширную экспозицию работ художника уже семь лет назад, - говорит директор известного вуппертальского музея фон дер Хейдта доктор Сабине Фелеманн. - Выставка тогда проходила в Гамбурге, Франкфурте и Лейпциге. Мы же, кроме всего прочего, по сравнению с предыдущими экспозициями художника, существенно дополнили показ его творчества многочисленной графикой, а также рядом картин из частных собраний и из сотрудничающей с нами Художественной галереи города Вюрт".

Многочисленные посетители выставки, особенно молодые, имеют возможность ознакомиться не только с давно не выставлявшимися работами классика, но и с обстоятельствами его жизни, несомненно повлиявшими на все его творчество.

Макс Либерман (1847 - 1935), родившийся в Берлине в богатой еврейской семье, в возрасте 19 лет вопреки воле родителей покинул родной дом, чтобы изучать живопись, - сначала отправился в Веймар, затем на пять лет во Францию, пожив в Париже и посетив деревню Барбизон. Здесь он познакомился с творчеством представителей знаменитой барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, К.Тройон и др.). Помимо всего прочего, сюда его привела любовь к творчеству французских живописцев-реалистов Гюстава Курбе и Жан Франсуа Милле.

Потом было шестилетнее пребывание в Мюнхене. Но более всего, по собственному признанию художника, его влекло в соседнюю Голландию, которую Либерман считал "родиной живописи" и которую посещал затем ежегодно в течение последующих сорока с лишним лет.

Начав выставляться в 70-е годы XIX века, Либерман в своем творчестве решительно отказался от академической косности тех лет, обратившись к негромким, без ложной патетики темам и сюжетам, то есть к сценам из жизни обыкновенного человека. За образец для себя он взял изображение пейзажей и будничных народных сцен во французском искусстве. Однако в противоположность французской живописи, отображавшей в основном сцены, происходившие непосредственно на пленэре, палитра Либермана в течение тех лет оставалась еще темной, его картины рождались исключительно в ателье, а не под открытым небом. Такие известные живописные работы Либермана, как "Работница в капустном поле" (1874) или "Урожай картофеля в Барбизоне" (1874 - 1875), характеризуются привычным для него темным, коричнево-зелено-серым колоритом.

Таким образом, это еще не было непосредственное влияние французского искусства, которое вызвало у Либермана желание проститься с тяжелыми цветами его палитры. Но окончательно подвиг его к этому не Париж, а... Амстердам.

Сегодня Макс Либерман считается в Германии одним из основателей немецкого импрессионизма. Многие критики главную его заслугу видят в том, что он сначала открыл для Германии новаторские поиски французских реалистов (Г.Курбе и Ж.-Ф.Милле), но прежде всего - импрессионистов (в частности, Клода Моне) и одновременно связал их в своем творчестве с позднеромантическими начинаниями Карла Блехена или Адольфа Менцеля.

Либерман, по мнению искусствоведов, ввел в искусство живописи понятие "непатетическая деловитость".

"Заметьте, что на этой нашей выставке, - говорит доктор Сабине Фелеманн, - вообще впервые сделана интересная попытка показать рядом несколько очень похожих по сюжетам картин: например, выставлены по две версии "Мальчиков после купания", созданных соответственно в 1903-м и 1904 годах, а также "Купающихся мальчиков" (1899-й и 1900 годы). Любопытно сравнить вывешенные рядом две версии знаменитого "Продавца попугаев" (1901-й и 1902 годы). Кстати, глядя на эту картину, становится отчетливо видно собственное переосмысление Максом Либерманом французского импрессионизма".

По мнению Густава Паули, одного из самых серьезных исследователей современного искусства, "картины, изображающие сцены на морском берегу, например, такие, как "Мальчики после купания" (1904), стали апогеем творчества этого художника, так как в них отчетливее всего было видно влияние французских импрессионистов. Такие картины, как "На пляже Нордвийк" (1908), "Игрок в поло" (1907) или знаменитый "Продавец попугаев" (1902), также показывают интерес Либермана к французской манере наносить мазки краски плотно один к другому, чтобы тем самым выразить свет и атмосферу изображаемого".

Нынешняя вуппертальская выставка Макса Либермана выстроена тематически и хронологически. Однако это нравится не всем.

"Такой прием, - считает немецкий искусствовед Клаудиа Поска, - в данном случае не всегда оправдан. И прежде всего потому, что некоторые этапные для мастера картины отсутствуют в экспозиции (к примеру, "Свободный час в Амстердамском музее"). Однако там, где концепция показа - к примеру, в случае с серией "купальных" картин, целиком занимающих одну сцену просторного зала выставки, - становится отчетливой, видно, насколько был силен интерес Либермана к чистой живописности. Разумеется, он не пытался сотворить нечто совсем абстрактное, подобно, скажем, Василию Кандинскому. Немецкий художник находился на большом удалении от этого направления. Даже если "плавки" на его "купальных картинах" и являлись всего лишь красной кляксой"...

После прихода к власти нацистов в 1933 году Макс Либерман, не дожидаясь грозившего ему неминуемого увольнения, объявил на заседании почетного президиума Прусской академии искусств о своем уходе с поста президента. Совсем еще недавно знаменитый и широко востребованный обществом деятель искусства был мгновенно запрещен нацистской властью.

Сегодня Макс Либерман - общепризнанный летописец своего времени, которому принадлежат не только чудесные портреты и импрессионистски-светлые пейзажи, но и знаменитая фраза, брошенная им при виде нацистов, маршировавших через Бранденбургские ворота: "Вроде не переел, а тошнит, нет мочи".

Григорий КРОШИН Вупперталь









РЕКЛАМА
Uhrzeit - Atomuhr
DSL Speedtest


Деловые и посреднические услуги

Авиабилеты 
Автобусы 
Путешествия
Экскурсии

Aenderungsschneiderei Joachim

Знакомства




   Copyright © 2004-2016 Augsburg.ru
   Все права защищены

Яндекс.Метрика