Страсти вокруг «Страстей Христовых» не утихают
Фильм Мэла
Гибсона «Страсти Христовы» заслужил критику религиозных кругов.
Французские епископы посчитали, что страдания Христа в картине
слишком «осовременены», а Евангельские послания упрощены.
По их мнению, некоторые сцены могут шокировать зрителей,
а другие – вызвать антисемитские настроения.
Впрочем, судебные
инстанции Франции не нашли оснований для запрета фильма,
и сегодня он выходит на экраны.
В арабских странах протестующих
еще больше. Кувейтские богословы обратились к властям с призывом
запретить картину. По их словам, «дерзкий фильм» содержит
«неправду и очернение Христа».
О человеческих страстях по
«Страстям Христовым» и о том, что думают о творении Мела
Гибсона в Московской Патриархии – корреспондент НТВ Егор
Колыванов.
Мэл Гибсон старался строго следовать Священному
Писанию, и в основу сценария фильма «Страсти Христовы» положил
четыре Евангелия. Герои говорят на арамейском и латинском
языках, и первоначально Гибсон не хотел даже титры использовать.
Мэл Гибсон: «Я хотел, чтобы люди поверили в правдивость этой
истории, чтобы они ее пережили, прочувствовали». Кому-то
фильм покажется чересчур натуралистичным и жестоким. Христа
в кино истязали и раньше, например, в картине «Иисус Христос
– суперзвезда». Но в «Страстях» эта же сцена изображена с
помощью современных технологий и сложного грима. У Дзефирелли
распятый Иисус из Назарета кажется умирающим из необходимости,
а не от многочасовых издевательств, как у Гибсона. А как
иначе достучаться до аудитории с ее пониженным порогом чувствительности?
Уже в ходе съемок Гибсона спрашивали: считает ли он евреев
виновными в смерти Спасителя? В ответ режиссер взял в руки
молоток, и это он в фильме вбивает в крест гвозди, снимая
вину с кого бы то ни было. Но избежать упреков в антисемитизме
Гибсон все равно не смог.
Вокруг «Страстей Христовых» кипят
страсти вполне человеческие, и уже не разберешь, где заканчивается
PR-кампания. От того, что Папа сказал после просмотра «так
оно все и было», Ватикан открестился, если и говорил, то
сказано это было не для паствы. В остальном Католическая
церковь фильм одобрила, Папа Римский даже принял у себя актера
Джеймса Кевезела и благословил. В Москве для представителей
церкви провели специальный просмотр. Православные священники
встретили фильм сдержанно, немного поругали, немного похвалили.
Но если учесть непримиримость церкви в отношении фильм Скорсезе
«Последнее искушение Христа», это уже можно считать успехом.
Мэл Гибсон сознательно, а, может, просто деньги кончились,
не стал делать фильму большую рекламную кампанию, сэкономил
и на актерах. Одно узнаваемое лицо – Моника Белуччи в роли
Марии Магдалины, одно узнаваемое имя – исполнительница роли
сатаны Розалинда Челентано. Любопытно, что во время съемок
в исполнителя роли Христа ударила молния. Вроде бы знак недобрый,
но ведь, с другой стороны, выжил. Фильм производит сильное
впечатление, но в то же время оставляет тяжелое чувство.
После двухчасовых страданий Христа чуду воскрешения уделено
от силы 30 секунд. Смысл самопожертвования остается за кадром.
ntv.