Карта новых империй России
Исследователи Всемирного банка впервые попытались копнуть
значительно глубже того, что известно общественности, изучив
выборку данных по более чем 1300 компаниям в 42 секторах экономики
по всей стране.
7 апреля 2004 года. Российские олигархи делового мира сначала
сосредоточивались на накоплении своих громадных богатств,
потом ими хвастались, а с тех пор пытаются их приуменьшить,
так как при власти президента Владимира Путина олигархи опасаются
нападок. И вот теперь Всемирный банк нанес им чувствительный
удар, показав в цифрах, насколько сильно в действительности
они держат за горло национальную экономику.
В опубликованном на этой неделе "поднимающем целину"
докладе московского отделения Всемирного банка в содружестве
с группой российских и иностранных экономистов сказано, что
всего 23 отдельные личности и финансово-промышленные группы
контролируют более трети промышленности страны, если исходить
из объема продаж, и 16% занятого населения. Им принадлежат
также 17% всех банковских авуаров.
В именах, которые возглавляют этот список, нет никаких больших
сюрпризов. Это, по большей части, те самые политически влиятельные
олигархи и их деловые партнеры, чьи личности стали хорошо
известными в последние несколько лет. Большинство этих лиц
фигурировали в предыдущих оценках, таких, как публикуемый
журналом "Forbes" список самых богатых людей мира.
Что поразительно, так этот доклад подтверждает весомость
нескольких корпоративных операторов, если взглянуть на них
в более широком контексте российской экономики, а не рассматривать
просто как дюжину вышеозначенных групп. Исследователи Всемирного
банка впервые попытались копнуть значительно глубже того,
что известно общественности, изучив выборку данных по более
чем 1300 компаниям в 42 секторах экономики по всей стране.
В списке Всемирного банка хорошо представлены все те, кто
в середине 1990-х годов нажился на спорных приватизациях по
бросовым ценам для инсайдеров по схеме "займы в обмен
на акции". Но там есть также и некоторые неожиданные
претенденты на первые места и, кроме того, некоторые интригующие
имена следующей группы людей, располагающейся ниже первой
десятки.
Те, кто контролирует Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат,
занимают в этом списке высокое место, что показывает, насколько
важны, помимо нефти и природного газа, также и огромные запасы
другого сырья. Это позволяет понять, почему вышеназванный
комбинат попал в поле зрения сделавшего себе имя в алюминиевом
секторе олигарха Олега Дерипаски, который попытался силой
захватить его.
Степень концентрации собственности варьирует от сектора
к сектору. Если в секторах стали и цветных металлов, руды,
алюминия и автомобилей отмечается сильное господство олигархических
групп, то другие секторы, например, строительство, обработка
древесины, мукомольное производство, мебель и хлебопечение
остаются в руках иных владельцев.
Но данные также показывают, что, хотя в контролируемых олигархами
компаниях есть миноритарные акционеры, они являются именно
таковыми. Господствующей управленческой моделью является сильно
централизованный контроль, а культура распределенного владения
собственностью в России остается делом далекого будущего.
Олигархам принадлежит в среднем почти 80% акций их компаний;
их господство выражено значительно сильнее, чем в компаниях,
контролируемых владельцами других типов. Но в предприятиях,
контролируемых общественным сектором, иностранцами и другими
частными владельцами, доля господствующих акционеров остается
в среднем выше 70%.
Трудно сопоставить эти данные с международными, поскольку
в других местах было проведено мало исследований такого масштаба.
Однако одна важная мерка, появившаяся в стране, которая 15
лет назад повернулась спиной к государственному планированию,
показывает, что, наряду с небольшим числом частных собственников,
российское государство остается исключительно важным контролером
бизнеса.
Это относится к федеральному правительству, на долю которого
приходится 20% промышленности (если измерять эту долю объемом
продаж) и 8 процентов занятого населения. Это также относится
к некоторым регионам, в первую очередь к Татарстану и Башкортостану,
этническим республикам, которые отказались проводить у себя
приватизации, начавшиеся в общенациональном масштабе в 1990-х
годах. На долю региональных правительств приходится еще 5%
объема продаж и 3% рабочих мест.
Что вызывает наибольшие споры, так это попытка авторов доклада
оценить экономическую ценность концентрированного владения
собственностью. Если в народе считают, что олигархи нечестно
завладели предприятиями по бросовым ценам, то многие аналитики
утверждают, что они, по крайней мере, обеспечили необходимую
силу для сопротивления государству и проведения реструктуризации,
в результате чего был создан более конкурентоспособный частный
сектор.
В исследовании Всемирного банка делается вывод о том, что
контролируемые олигархами компании управляются лучше, чем
те, которые контролируются федеральным и региональными правительствами,
если судить по объемам продаж, прибыли и продуктивности. Однако
нет никаких свидетельств, что олигархи получают более хорошие
результаты, чем остальная экономика, и в докладе делается
вывод, что они являются менее эффективными менеджерами по
сравнению с владельцами менее крупных, но более динамичных
частных предприятий.
Олигархические группы доминируют в распределении инвестиционных
потоков, беря себе на 30% денег больше, чем получают остальные
собственники. Но это объясняется как раз тем, что они контролируют
именно те секторы, которые получают большое количество наличных
денег от экспортных продаж по высоким ценам, в то же время
меньше инвестируя в другие секторы, которые они осваивают
ради диверсификации.
Олигархи не всегда настолько влиятельны, какими их рисуют.
Анализируя масштабы "регионального улова" местных
властей - те компании, которые добились для себя особых налоговых
льгот, рыночных привилегий и пакетов финансовой помощи - исследователи
причислили их чохом к бизнесам, которыми владеют региональные
и федеральная власти и иностранные инвесторы. Однако, как
оказалось, значительно меньшее число олигархов, участвовавших
в приватизационных сделках по схеме "займы в обмен на
акции", являются самыми эффективными лоббистами из всех.
В этих данных все еще встречаются недостатки. Невозможно
собрать подробную информацию о владельцах бизнесов, поскольку
управление большинством российских компаний упрятано за смутными
корпоративными структурами, нередко посредством офшорных управляющих
компаний. Цифры были взяты из оценок финансовых аналитиков,
журналистов и банкиров, в зависимости от их восприятия контроля.
Также не представляется возможным точно оценить действительную
величину богатства олигархов. Трудно получить информацию о
прибылях, не говоря уже о собственных бухгалтерских данных,
принадлежащих им компаний. Аналитики нередко ставят под вопрос
полную финансовую прозрачность даже тех предприятий, которые
подверглись аудиту. Многие олигархи заинтересованы в таких
частных компаниях, которые не привлекают внимания со стороны.
Наконец, во времена важных сделок по приобретению и продаже
бизнесов, трудно оценить истинное долговременное влияние владения
олигархами собственностью, а также то, в какой мере они, возможно,
приобрели в собственность наименее эффективные компании, чтобы
потом превратить их в преуспевающие. Для этого потребуются
новые исследования.
В целом, однако, исследование ясно указывает на один важный
политический вывод. Если концентрация собственности, возможно,
способствовала проведению необходимой реструктуризации в последние
несколько лет или, по меньшей мере, была такой помехой, которую
можно было терпеть государству в момент, когда в стране господствовали
другие экономические приоритеты, то сейчас настало время ограничить
роль олигархов.
Направленная на разрушение конгломератов антитрестовская
политика государства и другие меры, призванные усилить конкуренцию
и поощрить развитие малых бизнесов, очень важны, утверждают
авторы. Подобные акции повторяют то, как США справились с
влиянием так называемых "баронов-разбойников" в
конце 19-го века.
Но для этого нужно, чтобы новая администрация Путина была
способна выстроить более справедливую и более жесткую систему
государственного регулирования бизнеса, а также действительно
независимую судебную систему, вместо того чтобы осуществлять
политически мотивированные нападки на отдельные цели.
Но, если сегодняшним олигархам хочется посредством своей
растущей филантропической деятельности в российском обществе
стать на одну доску с карнеги (Carnegies) и рокфеллерами (Rockefellers)
более позднего периода, то им также потребуется согласиться
с негативным последствиями собственной деятельности для более
широкой экономической выгоды в деловом секторе страны в целом.
Эндрю Джек (Andrew Jack)
"The Financial Times", Великобритания